Статьи‎ > ‎

БЛАГОДАРНОСТЬ

Кто-то полон недоумения: что же это они: вот уже столько лет подряд лезут в драку, проливают кровь, живут в полной нищете, а подаяние мирового сообщества тратят на взрывчатку да на пули. Берите свое государство, берите свободу и независимость, берите мир – не хотят. Хотят драться. 

Да нет здесь загадки и дело не только в природных разбойниках – соседях Израиля. Само человечество ценит способность махать мечом гораздо больше, чем работать плугом. И за доказательствами далеко ходить не нужно. 

Иосиф Бродский писал: 
«Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. 
Только с горем я чувствую солидарность. 
Но пока мне рот не забили глиной, 
из него раздаваться будет лишь благодарность». 

Это он, сорокалетний, счел жизнь свою «длинной», но дело в другом: в благодарности гения за прожитую жизнь. В великом чувстве БЛАГОДАРНОСТИ, наконец. Но как с этим самым чувством обстоит дело у большинства населения земли? Нельзя, конечно, сказать, что совсем уж не свойственно оно роду людскому. Только с одной поправкой: благодарности за смерть, пожалуй, гораздо больше благодарности перед жизнью. 

Явление это общее. Хочу спросить у читателей: известно ли имя Фредерика Бантинга? Не думаю, что многие знают, кем был этот человек. Тем не менее, канадский физиолог Бантинг изобрел инсулин и спас от смерти сотни миллионов человеческих существ. 

Ничего не знаю о памятнике Фредерику Гранту Бантингу, зато не раз видел памятники императорам, царям, политическим деятелям, полководцам, которые только тем и занимались, что проливали кровь своих и чужих подданных. 

Те же сотни миллионов потомков Адама должны быть благодарны за свою жизнь шотландцу Александру Флемингу – изобретателю первого антибиотика – пенициллина. Люди эти живут во всех странах планеты Земля, но что-то не помню, чтобы памятник этому великому человеку украшал центральные площади Нью-Йорка, Лондона, Москвы или Пекина. На этих площадях стоят истуканы совсем другим деятелям, никакого отношения к жизни человеческой не имеющим. 

И в самом деле: какая-то то там плесень, какой-то там пенициллин. Мензурки, банки, склянки. Скучно! 

Включаю недавно телевизор: идет фильм об Александре Македонском. Вот была личность – романтик вселенских драк. Ничего, что прошагал он пол мира по горло в крови. Герой! И через века люди готовы любоваться его подвигами. 

Вот еще один наглядный пример: Лев Александрович Зильбер. Привожу справку из энциклопедии: « Крупнейший микробиолог, иммунолог, вирусолог, основоположник санитарно-эпидемиологической службы. С его именем связаны новейшие открытия в онкологии. Уникальное открытие Л.А. Зильбера клещевого энцефалита оборачивается бедой: в 1937 году его объявляют «врагом народа» и арестовывают». 

Нормально. Какой там памятник человеку, спасшему от смерти миллионы граждан Российской империи. Параша и баланда – вот то, на что способно благодарное человечества. Я сознательно не называю прямых виновников несчастья Льва Зильбера. Что-то мне неизвестны попытки граждан сегодняшней России воздвигнуть памятник этому великому человеку. Воплей по поводу возвращения кровососа Феликса Дзержинского на прежнее место в центр столицы – сколько угодно, а кем был этот самый Зильбер не знает, пожалуй, ни один депутат Государственной Думы Р.Ф. 

Историки разных стран бурно спорят, кем был, к примеру, Чингисхан: национальным героем или тираном-завоевателем. Кто-то и ему памятник норовит воздвигнуть, кто-то пишет толстые книги с проклятия в адрес этого, очередного покорителя сопредельных стран. 

Давно уже сгинула империя Чингисхана, давно уже истлели в земле кости несчастных, убитых им людей, а благодарное человечество все еще озабочено личностью этого кровожадного правителя. Да какая разница: кем был тот или иной серийный убийца. Спорьте о роли Сервантеса или Пастера в судьбах мира. Нет. Это скучно. Чингисхан, Наполеон или Гитлер – это то, что нужно. 

Нет правил без исключения. Вот «собачке Павлова» поставили люди памятник, но здесь, как мне кажется, на первом месте не сознания великой роли подопытного животного, а сентиментальность, которой так славен род людской наряду с жестокостью. 

Нет, все-таки странным чувством благодарности наградила судьба «двуногих без перьев». В последнее время все чаще начинаю думать, что подлинная и страшная слабость потомков Адама - ненависть к тоске и скуке, от которых люди готовы бежать любым путем, даже самым чудовищным и кровопролитным. 

Далеко за примерами ходить не будем. Последняя Ливанская война была затеяна не одной лишь горсткой бездарных политиков с банальной и пошлой целью: поднять свою популярность с помощью маленькой, победоносной драки. Вспомним - и мы сами в первые дни войны с упоением ждали полного сокрушения врага, а поняли, во что ввязались, когда было уже слишком поздно. 

Не собираюсь сравнивать патологическую кровожадность соседей Израиля с искренней мечтой о подлинном мире еврейского народа, но факты вещь упрямая: травма возможного кровопролития, порой, и потомкам Иакова не кажется катастрофой. 

Смотрю местную рекламу: гладиаторы почем зря рубят друг друга мечами. Вот и победитель, убивающий противника «за особую цену». Ура! Покупатель доволен. Рейтинги продаж растут! 

Все познается, как известно, в сравнении. Долгие годы гражданам Израиля вбивают в головы миф, о каком-то особом, неблагоприятном положении их государства. Похоже, мы сами начинаем почти что кичится предписанной ролью. Только и слышу: Ближний Восток - горячая точка планеты? Но вот бегут в Израиль чернокожие из Африки, спасаясь от исламских фанатиков. Через мертвую пустыню бегут, чуть живые пересекают границу, взывают о помощи. Нашли где прятаться?! Но этим несчастным, я думаю, виднее, чем нам, взывающим к миру и протягивающим руки к небу с просьбой о долгожданном покое. 

Вернемся к благодарности перед лицом жизни. Чертовы «катюши» разного рода, убийцы с «калашами» и взрывчаткой вокруг пояса – все это так. Но за порогом наших домов, как правило, чудная и красивая страна, наполненная яркой, полной любви и радости, жизнью. Перестанем лить слезы и проклинать тот мир, то государство, которое сами же создали, только потому, что к власти в очередной раз пробрались не те люди. Не в них дело и не в том, что ради сохранения Еврейского государства евреям, как и всегда на протяжении их длинной истории, приходится драться. Дело в великом и благотворном чувстве благодарности за уникальную возможность жить, наконец-то, в своей стране, своей жизнью. В конце концов, просто жить. Жить, преодолевая многие трудности, но вопреки всему, даже вопреки безумной страсти бежать от скуки жизни в агрессию, кровь и смерть.
Comments